На что направлены усилия профсоюза в первую очередь?
Главное - защита социально-трудовых прав педагогов. Приходится и в суде отстаивать их интересы. Часто это дела, связанные с оскорблением и унижением чести и достоинства, а также деловой репутации педагога.
В настоящее время Руководитель Инспекции труда СОП Псковский облсовпроф — Наталья Лепаловская защищает в судах и восстанавливает справедливость в отношении педагога с 43-х летнем стажем СОШ Гдовского района, а именно: «право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности».
О предстоящих законодательных изменениях, а также законах нацеленных на защиту педагогов рассказывает Руководитель инспекции труда СОП Псковский облсовпроф - Наталья Лепаловская
Педагогика – особый вид деятельности. Педагоги живут по строго установленному расписанию, выдерживают нагрузки учебного плана. А сколько душевных затрат, сил, терпения расходует учитель, воспитатель, преподаватель в своем стремлении научить ребенка, передать ему все то, что он сам знает и умеет!
Кадровый дефицит мы наблюдаем во всех отраслях. В сфере образования, чтобы снизить остроту проблемы, привлекаются студенты, работники других образовательных организаций, пенсионеры.
Владимир Владимирович Путин подписал поправки к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024),которые закрепляют особый статус педагога. В статью 47 и 29 ФЗ N 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» будут внесены изменения. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Статья 47.
Правовой статус педагогических работников.
Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также дополнительных мер государственной поддержки и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и муниципальными правовыми актами.
2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
В законе прописано «право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности». Наконец то педагогические работники смогут на законодательном уровне защищаться от дерзких нападок обучающихся и даже наказывать их в случае необходимости.
Теперь, если школьник нарушит или ущемит права учителя (оскорбит, унизит или даже ударит), тот имеет полное право пожаловаться руководству образовательной организации и потребовать дисциплинарного наказания.
Если раньше руководитель мог закрыть на жалобу глаза, то теперь он обязан рассмотреть обращение.
Обращаю Ваше внимание на некоторые права из пункт 3 ст.47: «право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; (п. 12 в ред. Федерального закона от 19.12.2023 N 618-ФЗ); право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
В целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся указанной организации, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Кроме того, закон дополнили положением, согласно которому образовательные организации могут устанавливать собственные требования к дисциплине, и ученики обязаны будут их соблюдать.
Ещё внесена поправка позволяющая регионам устанавливать дополнительные меры поддержки учителей.
Институт неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства человека (гражданина) является одним из центральных и основополагающих институтов, закрепленных в конституциях всех цивилизованных стран, нормах международного права и международных договорах.
Так, в частности, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод провозглашено право на уважение личной и семейной жизни (п. 1 ст. 8, заключена в г. Риме 04.11.1950).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Под информацией в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации в указанной статье не определяет исчерпывающим образом, какой круг сведений о человеке (гражданине) охватывается правом на уважение его частной жизни.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер (постановление от 16.06.2015 N 15-П, определения от 16.07.2013 N 1217-О, от 22.12.2015 N 2906-О и др.).
В Российской Федерации, как в демократическом государстве (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации), распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона об информации).
Граждане могут сознательно или преднамеренно принимать участие в деятельности, которая регистрируется или может быть опубликована либо представлена в публичной форме.
Граждане вправе регистрироваться, заводить аккаунты и размещать свои персональные данные на сайтах в сети "Интернет" и мобильных приложениях согласно правилам пользования используемого ресурса.
Однако необходимо иметь в виду, что согласно части 1 статьи 7 Федерального закона об информации любая информация, доступ к которой не ограничен, считается общедоступной.
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона об информации).
В сети "Интернет" граждане обязаны соблюдать следующие установленные законодательством общие требования и ограничения на распространение информации:
- требование о достоверности информации (п. 6 ст. 3 Федерального закона об информации);
- требование о неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (п. 6 ст. 3 Федерального закона об информации);
- требование о соблюдении интеллектуальных прав (ч. 5 ст. 15 Федерального закона об информации);
- требование о нераспространении персональных данных без согласия субъекта персональных данных (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
В случае распространения в сети "Интернет" порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина сведений, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанный сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет" (п. 5 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Гражданин может потребовать опровержения указанных сведений, а также компенсировать моральный вред и возместить убытки.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за оскорбление и клевету (п. 1, 9 ст. 152 ГК РФ; ст. 5.61, 5.61.1 КоАП РФ; ст. 128.1 УК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 10.6, ст. 15.1-2 Закона N 149-ФЗ; п. 5, 6, 7, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3).
У профсоюзов одна задача - чтобы учителя были защищены и чувствовали уверенность в завтрашнем дне.